Блог

История бензиновых генераторов: Фарадей, Пикси и Onan

Время чтения: 3 минуты

Первые протипы современных генераторов начались еще в 1830-х годах XIX века, практически в одно время с газонокосилкой Баддинга. Правда, в отличие от стрижки травы, здесь все началось не с практической нужды, а с чистого научного любопытства.
Наша редакция подготовила для вас историю создания бензинового генератора — история, благодаря которой у нас появилась возможность зажечь свет в любой точке земного шара.
Один из первых коммерческих генераторов Onan, 1920-е годы.
Архивное фото: Один из первых коммерческих генераторов Onan, 1920-е годы.

Дед и отец генератора: Майкл Фарадей и Ипполит Пикси

В 1831 году английский ученый-самоучка Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он вращал медный диск между полюсами магнита — и получал электрический ток. Это был скромный опыт, но он перевернул мир.
Фарадей не стал патентовать принцип электромагнитной индукции ,бесценно поделившись с миром своим открытием.
А уже первый практический генератор создал француз Ипполит Пикси всего год спустя. Его динамо-машина с ручным приводом была далека от портативности, но доказывала: электричество можно генерировать механически.
Схема динамо-машины Ипполита Пикси, 1832 год.
Схема динамо-машины Ипполита Пикси, 1832 год.
Существует версия, якобы будущий премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, увидев прототип Фарадея, громко рассмеялся и спросил: «Какой от этой машины будет толк?».
На что Фарадей якобы ответил: «Сэр, очень скоро вы будете облагать это налогом».

Промышленная революция (1870-1910-е)

Следующие 40 лет изобретение обрастало плотью. Бельгиец Зеноб Грамм в 1871 году усовершенствовал динамо-машину, сделав ее достаточно эффективной для коммерческого использования — для освещения улиц и цехов.
Параллельно развивался и его «напарник» — двигатель внутреннего сгорания. В 1876 году немец Николаус Отто запатентовал четырехтактный ДВС. Эти два детища были обречены встретиться.
Первый прототип бензогенератора напоминал чугунного монстра Баддинга: тяжелый, громоздкий и стационарный. Он работал на газе или керосине и был диковинкой для фабрик, но не для простых людей.
Схема-прототип бензинового генератора, 1870ые
Прототип бензиновой электространции, 1870ые
Год
Открытие
Ключевой факт
1831
Диск Фарадея (электромагнитная индукция)
Майкл Фарадей вращал медный диск между магнитами — родился первый электрический ток.
1832
Динамо-машина Ипполита Пикси
Первый ручной генератор с коммутатором; преобразовывал переменный ток в постоянный для практического использования.
1871
Динамо Зеноба Грамма
Усовершенствованный дизайн с кольцевым якорем; стал коммерчески успешным для освещения и промышленности.
1876
Четырехтактный двигатель Николауса Отто
Основа для ДВС на бензине; сделал генераторы независимыми от пара и ручного труда.

1920-1930-е: «Железный конь» и американские фермы

Как и с газонокосилкой, настоящий прорыв случился, когда технология стала персональной. В 1920-х годах американец Дэвид У. Онан основал компанию и начал выпускать первые компактные бензиновые «электрические наборы» для ферм.
Его электространции на 500-1000 Вт стали спасением для сельских районов США, где до электрификации было как до Луны. Они качали воду, освещали сараи и позволяли чинить технику ночью. Для фермера генератор был таким же символом прогресса, как и первая бензиновая газонокосилка. Но для фермы он окупался за один сезон, спасая урожай и скот.
Цифра: Электростанции Onan в 1930-х стоил около ~$400-600 — как хорошая машина (примерно за такую же цену в те времена можно было приобрести автомобиль Ford T)
Постер с изображением генератора Onan на ферме, 1930-е годы.
Постер с изображением аппарата Onan на ферме, 1930-е годы.

Испытание войной и послевоенный бум (1940-1950-е)

Вторая мировая война стала для бензоагрегатов тем же, чем для газонокосилок стала послевоенная субурбия — временем массового внедрения и проверки на прочность.
Армии нужны были мобильные источники питания для:
  • Полевых госпиталей и радаров.
  • Узлов связи и полевых кухон.
  • Обеспечения наступающих частей.
Американские компании Kohler и Briggs & Stratton ( те самые, что создали алюминиевый двигатель для вашей газонокосилки) стали ключевыми поставщиками армии. Их генераторы работали в песках Африки и в Европе.
Журнал с рекламой генераторов Onan и Kohler во время 2 мировой войны
Факт: Onan/Kohler питали войска союзников армии США .
После войны эти технологии хлынули на гражданский рынок. Начался бум пригородов, строительства, пикников и кемпинга. Бензиновый генератор стал символом американской мечты об независимости — он позволял построить дом в чистом поле, осветить сад для вечеринки или просто слушать радио на озере.
Реклама портативного генератора KOHLER для кемпинга, 1950-е годы.
Реклама портативного генератора для кемпинга, 1950-е годы.
Инновация
Год/Период
Что изменило:
Портативные модели Onan для ферм
1920-1930-е
Сделали электричество доступным в сельской местности; 500-1000 Вт для насосов и освещения — символ независимости, как газонокосилка для садов.
Военные электространции Kohler и Briggs & Stratton
1940-е (WWII)
Мобильные, надежные для радаров и госпиталей; прошли "боевое крещение" и перешли в гражданский сектор.
Послевоенные компактные модели для DIY
1950-е
Электрический старт, до 10 часов на баке; стали инструментом для кемпинга, стройки и пикников — окупались за сезон ремонта.

1960-е – наше время:

Как и газонокосилки, генераторы становились легче, дешевле и доступнее. Если в 1950-е это была роскошь, то к 1970-м — уже привычный инструмент для строителей, дачников и ремонтников.
Ключевые вехи:
  • 1960-е: Массовая популярность в DIY-культуре. Мини электростанции позволили иметь мастерскую где угодно.
  • 1990-е: Массовое распространение инверторных технологий — электространции стали тише, экономичнее и стали выдавать «чистый» ток для чувствительной электроники.
  • 2000-е: Рост числа природных катаклизмов (ураганы, шторма) сделали аппарат необходимостью для резервного питания дома.
  • 2020-е: Тренд на экологию и альтернативы. Появляются гибридные модели, но бензин все еще «король» для высокой мощности и портативности.
Люди на кемпинге в современном мире с генератором

Подведем итоги

  • 1831 – Майкл Фарадей открывает электромагнитную индукцию.
  • 1832 – Ипполит Пикси создает первую динамо-машину.
  • 1876 – Николаус Отто патентует четырехтактный ДВС.
  • 1920-е – Дэвид Онан запускает производство первых портативных электростанций для ферм.
  • 1940-е – WWII: генераторы проходят боевое крещение в армии.
  • 1950-е – Послевоенный бум и символом американской мечты.
  • 1990-е – Распространение инверторных технологий.
  • 2020-е – Бензиновые электростанции остаются эталоном надежности и мобильности.
Винтажный генератор Onan 1930ых годов выпуска, современное фото
Винтажный Onan, сохранившийся до наших времен
Читайте также: история газонокосилки: от 1830ых до наших дней
Истории инструментов